Печать

Жительница Бутурлиновки Нина Бондаренко рассказала о родственнике, шорнике из артели инвалидов

Черно-белую фотографию 90-летней давности в редакцию принесла жительница Бутурлиновки Нина Бондаренко. 

На пожелтевшем снимке запечатлена группа кустарей-сапожников, которые объединились в артель «Трудовая семья». По словам Нины Сергеевны, этот старый пожелтевший снимок помог ей открыть одну из страниц семейной летописи и узнать историю сапожного промысла слободы.

Обувная фабрика в Бутурлиновке

 

 

Артель инвалидов

— Я нашла эту фотографию в доме своей тети после ее смерти. Точно не знаю фамилии тех людей. Но из теткиных рассказов помню, что ее отец Григорий Дроздов был хорошим шорником, работал в артели инвалидов, где делали хомуты, сбруи, шили сапоги. Воевал в гражданскую войну, в 1920 году вернулся домой по ранению. Таких как Григорий, инвалидов, защищавших большевистскую власть, в Бутурлиновке было много, — рассказала Нина Сергеевна. — В 1921 году они решили создать артель, заниматься изготовлением конской упряжи, сапог и валенок, чтобы кормить семьи. В артель инвалидов вступил и Григорий Дроздов, который ходил с палочкой, сильно хромал на левую ногу. Были несколько человек без обеих ног. Но руки были крепкие, что позволяло им заниматься ручным делом — шорничать.

Праздничный снимок

Сфотографировались наши земляки 7 ноября 1929 года, о чем свидетельствует надпись на обороте снимка: «Бутурлиновская артель инвалидов «Трудовая семья», фотокарточка сделана к 12-й годовщине октябрьской революции». Поскольку артель создана еще во время гражданской войны, то к 1929 году в нее вступили и здоровые мужчины — родственники инвалидов. Потому на снимке мы не видим людей с явными увечьями.

Над столом висела одна лампочка, кроить изделия было сложно. На столе стоял пузырек с водой, чтобы смачивать точило для ножей. Было так холодно, что за ночь вода в пузырьке замерзала, но мы выпускали много продукции: чувяки, валенки, сапоги.

 

— Думаю, что на этой фотографии есть и мой родственник, дед Григорий Афанасьевич, а также его друзья, — сказала Нина Бондаренко.

Как видно на снимке, советские мастеровые люди пришли принаряженные к празднику, который считали великим и значимым в своей жизни. Ведь многие из них — красные ветераны, сражавшиеся за советскую власть. Надели добротные суконные пиджаки, пальто, праздничные картузы, обуты в сапоги и ботинки. Есть на фотографии женщина во втором ряду, видимо, чья-то родственница. В первом ряду двое детей: маленькая девочка и мальчик, чуть старше. В то время появление фотографа — дело редкое, потому родители постарались запечатлеть на память и детей.

От артели к обувной фабрике

Стоят бутурлиновцы на фоне плаката, на котором белыми большими буквами написано: «Мы победили в гражданской войне, ставши инвалидами, выполняя заветы Ленина. Мы победим и на фронте труда».

Как рассказывают бутурлиновские старожилы, члены артели инвалидов стояли у истоков создания артели «Труд», преобразованной впоследствии в обувную фабрику. В 1960 году в связи с упразднением промысловой кооперации артель перевели в госпромышленность и переименовали в обувную фабрику. В 1963–1989 годах она входила в состав Воронежского обувного объединения «Прогресс».

Так, жительница Бутурлиновки Валентина Дорошева 15-летней девчонкой пришла работать в артель «Труд», проработала 43 года. Прошла трудовой путь от рабочей до мастера цеха. —

Помню, отопления не было, топили печи остатками юфти, которая плавилась, капала и выделяла сильный запах, — рассказала Валентина Дорошева. — Над столом висела одна лампочка, кроить изделия было сложно. На столе стоял пузырек с водой, чтобы смачивать точило для ножей. Было так холодно, что за ночь вода в пузырьке замерзала, но мы выпускали много продукции: чувяки, валенки, сапоги. Работали целые семейные династии на фабрике. Вместе с Кузьмой Жидко, председателем артели «Труд» трудились дочь, сын, невестка, внук. Были династии Яловых, Подповетных, Хмелевых, Дроздовых, Олейниковых. Когда уходили отцы и деды, их дело продолжали дети и внуки..

 

НАША СПРАВКА

Шорник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения. Шорник, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих» профессий.

Артель — это добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки. Артели инвалидов в Советской России стали создаваться еще во время гражданской войны, с 1921 года. Находились эти артели на полном хозрасчете: на свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства заключалась лишь в налоговых льготах. Артели сами обеспечивали своих работников пособиями и пенсиями.

В ТЕМУ

Личная просьба маршала Рокоссовского До революции Бутурлиновку называли «знаменитой слободой». К началу XX века здесь проживало более 20 000 человек, почти половина которых занималась кожевенным производством. Местные мастера изготавливали до миллиона пар сапог в год, которые продавались по всей империи. Высокое качество обуви оценили и в военном ведомстве. Ремесленники регулярно выполняли заказы для нужд царской армии.

Традиции передавались из поколения в поколение и не забылись в советское время, когда на смену кустарным промыслам пришли большие фабрики. Одним из потомственных бутурлиновских мастеров был Иван Павленко. В годы Великой Отечественной войны он служил в войсках под командованием Константина Рокоссовского и по просьбе маршала сшил ему хромовые сапоги. Говорят, знаменитый полководец проходил в них чуть ли не всю войну.

 

Наталия Маркова Фото из семейного архива Нины Бондаренко. Бутурлиновская районная общественно-политическая газета «ПРИЗЫВ» № 83 (12724) ВТОРНИК 15 октября 2019 г.

 
Категория: Город Бутурлиновка
Просмотров: 997